СЭФОР (Система эффективного формирования и оптимизации решений) создана на основе логики Теории перемен

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПЕРЕМЕН

Новости / ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПЕРЕМЕН
2021-11-13 12:01
УДК 004.832.28:519.764:519.816

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПЕРЕМЕН

А. С. Кручинин

 

Проанализирован принцип чтения символов теории перемен: диграмм, триграмм и гексаграмм. Рассмотрены схемы «прежденебесного» и «посленебесного» порядков применительно к направлению чтения этих символов. Описан порядок формирования гексаграмм в компьютерной программе СЭФОР. Представлена особенность построения додекаграмм описанных в сочинении «Лес перемен» («И линь»). Описана возможность и специфика математических операций с числовыми значениями символов «Книги перемен». Рассмотрена история и загадки возникновения древнего знания о переменах. Показана значимость практического применения теории перемен.

Ключевые слова: диграммы, триграммы, гексаграммы, додекаграммы, формирование гексаграмм, компьютерная программа СЭФОР, числовая объёмная матрица, теория принятия решений.

 

Начнём с гексаграмм – символов «Книги перемен» («И цзин»). Казалось бы, здесь всё понятно, у гексаграммы есть шесть позиций, которые последовательно заполняются иньскими или янскими (прерывистыми или сплошными) чертами. Причем нумерация позиций и их заполнение идут снизу вверх. И читаются они всегда тоже снизу вверх. Но, как пишет В. Е. Еремеев «последнее противоречит нормам китайской письменности, в которой сверху вниз пишутся как черты в иероглифах, так и последовательности иероглифов в тексте. Чтобы отказаться от этих правил, должны быть веские основания» [1, с. 415].

Первая (нижняя) позиция гексаграммы называется “начальной”, а шестая – “верхней”. Каждую гексаграмму можно рассматривать как сочетание двух триграмм. Верхняя триграмма отражает внешнее развитие процесса, характеризующееся как “отступающее, разрушающееся”. А нижняя триграмма отражает внутреннее развитие процесса, характеризующееся как “наступающее, созидающееся”.

Возьмём для примера гексаграмму № 11 «Процветание» (рис. 1). В комментариях к ней есть следующие слова: «Малое уходит, великое приходит». Под “малым” здесь подразумевается триграмма Кунь (Земля), располагающаяся вверху, а под “великим” – триграмма Цянь (Небо), располагающаяся внизу. Т. е. “малое” уходит в прошлое, а “великое” приходит, образовавшись в будущем.

Рис. 1. Гексаграмма № 11 «Процветание»

 

Теперь давайте рассмотрим некоторые диграммы и триграммы. Чжоу Цзунхуа приводит пример применения “Четырёх Символов” (рис. 2) для описания циклической последовательности смены четырёх времён года [2, с. 26].

Рис. 2. Последовательность смены времён года описанная “Четырьмя Символами”

 

Также имеется распределение триграмм на “старшие” – “отец” и “мать”. И на “младшие” – “дети” (“сыновья” и “дочери”) (рис. 3).

Рис. 3. Схема линейной последовательности 8 триграмм по Вэнь-вану

 

А теперь, попробуйте прочитать эти символы снизу вверх, по правилу, что нижняя черта – это приходящее, наступающее, а верхняя черта – уходящее, отступающее. Ничего не получится, вся логика рассыпается. А вот если читать символы сверху вниз – всё сразу становится на свои места. Почему, спросите вы?

Да потому, что эти два примера относятся к описанию процессов нашего материального (проявленного) мира.

А гексаграммы «Книги перемен» получаются с помощью гадания и описывают взгляд из непроявленного на анализируемый вопрос. Гадая, человек обращается в непроявленное, к духам-шэнь, которые «показывают начала добродетельных действий» и дают ответ на заданный вопрос. Этот ответ человек записывает как гексаграмму, в том же виде, в каком она существует в непроявленном и в каком поступает оттуда – снизу вверх.

Объясняющая это несоответствие логика зафиксирована в двух, существующих с древних времён, схемах– «прежденебесного» и «посленебесного» порядков (рис. 4).

 

Рис.4. Схемы квадратно-кругового расположения 8 триграмм по Фу-си и Вэнь-вану

Первая – схема по Фу-си, отражает закономерности  устройства идеального непроявленного мира. Она, как говорят китайцы, описывает «законы Неба».

Вторая – схема по Вэнь-вану, объясняет закономерностиматериального мира. Она описывает «осуществление Небесного порядка на Земле», динамику процессов и их цикличность.

Триграммы, расположенные по кругу, отражают числовые закономерности этих двух миров. Это две разные и вместе с тем взаимосвязанные системы, поэтому триграммы выглядят одинаково, но имеют разное наполнение.

 

Мне могут возразить. Есть две схемы развития Великого предела (Тай цзи) – «Порядок 8 триграмм по Фу-си» и «Порядок 64 гексаграмм по Фу-си» (рис. 5).

Рис. 5. Схемы возникновения триграмм и гексаграмм из Великого предела

 

В них на третьей снизу позиции расположены последовательно “Четыре Символа”: “большая” (тай) инь; “малый” (шао) ян; “малая” (шао) инь и “большой” (тай) ян. Всё верно, но вышеуказанные схемы относятся к «прежденебесному» порядку по Фу-си и подчиняются логике непроявленного. В непроявленном отсутствует цикличность, аТай цзи – это некий план, там существующий, который выступает в качестве исходной точки возникновения тьмы вещей и всей Вселенной.

В книге Чжоу Цзунхуа [2, с. 23] написано, что «У цзи («то, что было до того, как появилась проявленная Вселенная») порождает состояние Тай цзи. В начальной стадии Тай цзи нет движения. <…> Если есть движение, то инь и ян разделяются» и создаются “Две Формы”, и далее, “Четыре Символа”, триграммы и гексаграммы.

Всё дело в том, что «прежденебесный» и «посленебесный» порядки можно назвать разными системами отсчёта, в которых символы должны записываться и читаться в разной последовательности.

Поэтому, символы “малый” ян и “малая” инь” выглядят и обозначаются в разных системах одинаково, но читаются по-разному. Ведь в предыдущем примере (рис. 1) они имеют  трактовку противоположную гексаграммной логике. При всей внешней похожести они должны по-разному пониматься. Это значит, что если в «посленебесном» порядке символ “малый” ян читается сверху вниз и означает, что ян нарождается, приходит. То в «прежденебесном» порядке символ “малый” ян читается снизу вверх и означает, что ян убывает, уходит.

Аналогично и для “малой” инь. Тот же самый подход и для триграмм, и для гексаграмм.

Теперь давайте рассмотрим современное применении расшифрованной логики. Опишем последовательность составления гексаграммы характеризующей состояние организма, по результатам измерений полученных посредством медицинской акупунктурной диагностики. Сначала измеряем параметры акупунктурных точек, после, переводим полученные числовые значения этих параметров в гексаграмму, а затем выполняем её преобразование из системы Вэнь-вана в систему Фу-си.

Далее анализируем полученную гексаграмму с помощью идеальной числовой объёмной матрицы системы Фу-си (рис. 6), которая реализована в компьютерной программе СЭФОР (система эффективного формирования и оптимизации решений)[3].

 

Рис. 6. Числовая объёмная матрица компьютерной программы СЭФОР

 

Но при всей кажущейся лёгкости преобразования гексаграммы из одной системы в другую, не всё так просто.  Исходя из понимания, в какой системе была составлена гексаграмма, и в какой системе она рассматривается нужно чётко определяться с составляющими её триграммами. Какая из них характеризует внутреннее развитие процесса, а какая – внешнее.

Это касается и направления хода времени, зафиксированного в гексаграмме. Ведь «Гексаграмма есть время. Линия – это то, что изменяется соответственно времени; <…> В шести позициях завершается [определенный период] времени (Ван Би).» [1, с. 420]. Но для того чтобы определить направление хода времени данной гексаграммы, нужно знать в какой системе она была составлена. А затем можно, для конкретного случая, точно зафиксировать, какая позиция верхняя или нижняя соответствует прошлому, уходящему (причине), а какая будущему, приходящему (следствию).

 

 

К сожалению, эти вопросы, относящиеся к анализу гексаграмм относительно системы их составления (Фу-си или Вэнь-вана), совсем нигде не прописаны. Сохранившаяся информация, порой противоречива и взаимоисключающа.

 

В. Е. Еремеев глубоко анализировал эти вопросы, занимаясь исследованием и реконструкцией древнего знания. Описывая особенности сохранения и передачи знаний в те времена, а также по поводу наличия противоречий он пишет следующее:

«Секретность всегда существовала в Китае. В эпоху Западного Чжоу и ранее сакральные знания принадлежали элитарным слоям общества, которые и не помышляли об их широком распространении. В последующие времена знания находились в руках специалистов, которые по многим причинам хранили секреты своей профессии и ограничивали круг своих последователей. Врачеватели, астрологи, гадатели и др. делали тайну из своих знаний из-за боязни их профанации, из-за конкуренции, для поднятия своего авторитета и проч. <…>

Характер арифмосемиотических фрагментов, встречающихся в древнекитайских текстах, указывает, что для их реконструкции следует порой произвести вставку недостающего элемента в некую систему символов или осуществить перестановку тех или иных ее элементов. Исходя из этого, можно предположить, что мы имеем дело с намеренной шифровкой подобного типа. <…>

При знании “ключа” систему можно было восстановить. Эти знания мог раскрыть учитель ученику, или последний сам овладевал принципом восстановления системы, что свидетельствовало о постижении им истинного содержания учения. Однако действительность оказывается более прозаической, и вернее предположить непреднамеренные деформации, происходящие при переиначивании учения, его упрощении, переписке и проч.» [1, с. 132 – 133].

Кроме того необходимо учитывать, что китайская письменность иероглифическая. В её основе лежит стилизованный рисунок – пиктограмма, а также условные изображения – идеограммы. Поэтому истолковывать смысл иероглифа можно по-разному, исходя из контекста написанного. А если весь текст написан иероглифами? А если тексты написаны в разные времена?

В разные периоды истории в царствах древнего Китая было много разновидностей иероглифов. Также сюда необходимо добавить наличие различных стилей, типов и форм иероглифического письма. Вот поэтому у разных авторов немного разные переводы с китайского и именно поэтому для понимания китайских знаний очень важен учитель. Только учитель может правильно истолковать и объяснить ученику истинный смысл того, что написано в книге.

Наряду с диграммами, триграммами и гексаграммами в древнем знании о переменах есть ещё более сложные символы. В статье «Таинственный «Лес перемен» Цзяо Ян-шоу» [4] была рассмотрена диаграмма «Небесного сердца» (рис. 7), которую в XVвеке составил китайский учёный Чэнь Чжэньшэн.На ней изображена схемаТай цзи в виде круговой последовательности 64-х гексаграмм в системе Фу-Си, которая описывает «прежденебесный» порядок. На диаграмме явно видны дугообразные кривые, которые имеют различные комбинации и образуются из 12-ти ячеек (позиций). Это удвоенные гексаграммы – додекаграммы.

Рис. 7. Диаграмма «Небесного сердца»

 

Такие символы относятся к логике, описанной в сочинении «Лес перемен» («И линь») Цзяо Янь-шоу (I в. до н.э.). Здесь 64 гексаграммы «И цзин» были усложнены до 4096 символов (64 х 64), причём гексаграммы сочетаются друг с другом и сами с собой.

На диаграмме «Небесного сердца» расположены 32 додекаграммы из 4096 возможных вариантов-комбинаций. Видимо они имеют какое-то принципиальное положение в системе додекаграмм. Давайте рассмотрим немного подробнее эту круговую последовательность, которая образует определённую систему. Во-первых, если верхняя гексаграмма (составляющая додекаграмму) описывает состояние или действия человека, то нижняя – состояние и изменения его окружения или условий среды, в которой действует человек.

Работы по расшифровке показали, что при наложении верхних гексаграмм на числовую объёмную матрицу образуются две последовательности (рис. 8). Одна символизирует – свободу действий, инициативу, напористость. А другая – ограничение, осторожность, отсутствие инициативы.

Рис.8. Схема 2-х последовательностей на числовой объёмной матрице

 При наложении нижних гексаграмм на числовую объёмную матрицу образуются две встречные “спирали” – янская и иньская (рис. 9). Они показывают числовую привязку к развёртке схемы развития Великого предела (Тай цзи).

 

Рис. 9. Схема 2-х ”спиралей” на числовой объёмной матрице

 

Операции с числовыми значениями полученных гексаграмм высвечивают важные аспекты позволяющие анализировать взаимодействие человека и его окружения, они отражают возможные действия человека в социуме. Сложные процессы или взаимодействие нескольких процессов можно описать числами, имеющими большее количество черт, чем гексаграммы или додекаграммы и требуют использования более сложной матрицы. Усложнение матрицы идёт по принципу матрёшки.

Знал ли об этомЧэнь Чжэньшэн? Сам ли он начертилдиаграмму «Небесного сердца» или скопировал более древний рисунок? Сейчас мы это уже вряд ли узнаем.

 

Символы «Книги перемен» напрямую связаны с числами. В. Е. Еремеев назвал операции с символами-числами арифмосемиотикой. Он отказался от использования термина “нумерология” поскольку в нём «брезжит что-то пренебрежительное и ограничивающее существо дела, а описательная специфика данной системы заключается в математизированных особым образом способах символизации, то назвать его можно “арифмосемиотикой” – учением о знаковых системах с арифметическим (математическим) компонентом» [5, с. 3].

Действительно, каждый символ имеет числовое значение. И мы можем выполнять с этими числами основные арифметические действия: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и извлечение корня. Но математические действия с такими числами не так просты, как может показаться на первый взгляд. Для этих необычных чисел не подходят привычные символы-знаки математических операций. А также частично изменяются основные законы арифметики (например, коммуникативный закон) и проч.

Кроме этого, гексаграммы – это числа, записанные непривычным для нас образом, и имеющие как количественные, так и качественные параметры. И, что очень важно, в математических действиях участвуют и количественные, и качественные составляющие этих особенных чисел.

Основой же всей математики теории перемен является постулат инь + ян = Дао. Чтобы в полной мере выразить суть этого действия к нему следует добавить базовое понятие из «Книги перемен»: «То инь, то ян – это и есть Дао» [6, с. 217]. Также необходимо обязательно учитывать один из аспектов взаимодействия иньского и янского начал – они медленно изменяют своё соотношение (одно усиливается, другое ослабевает), а затем внезапно превращаются друг в друга.

Математикам сложно принять логику действий с числами теории перемен. Ведь математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, об отношениях между объектами, где идеализированные свойства исследуемых объектов формулируются в виде аксиом.

А какие объекты исследует теория перемен и что конкретно вычисляется, и вообще, как математические действия ведутся в системе непроявленного?

«По мысли древнекитайских мудрецов, числа являются одной из важнейших характеристик бытия, элементами некоего космического кода, с помощью которого оформляются и организуются все мировые реалии. В числе выражается структурная целостность вещей. Числа делают вещи познаваемыми. С натуралистических позиций, на которых выстраивалась древнекитайская наука, числа как такового нет. Оно не существует вне вещей. Число находится в самих вещах, задавая их структуру, и во временных процессах, задавая их ритм» [1, с. 17].

Это перекликается с воззрениями пифагорейцев о том, что числа – это материальный образ происходящих во Вселенной процессов. Пифагорейские числа имеют не простое количественное значение, но и обладают нравственными силами, силами гармонии и разумности. Пифагору приписывают следующее высказывание: «Число – это закон и связь мира, царящая над богами и смертными. Сущность вещей есть число, которое вносит во всё единство и гармонию. Всё есть число».

Это никак не вписывается в теорию и принципы современной математики. Она как любое знание развивалась от простого к сложному, а в теории перемен всё базируется и проистекает от гармонии вселенского масштаба, вбирающей в себя все законы, все взаимосвязи и начала. Кроме того, ключи к пониманию теории перемен лежат на стыке разных дисциплин и знаний. Возможно, что это какая-то другая математика. Поэтому видимо совсем неслучайно в трактате «Тридцать шесть стратагем» написано: «Считайте и снова считайте, и не слишком уповайте на принципы. Эти принципы сами раскроются в ваших расчётах, суть же расчётов поведать нельзя» [7, с. 344].

Похоже, что многое, относящееся к теории перемен, было утрачено. До нас дошли лишь отголоски древнего знания. Когда была утеряна математическая составляющая, всё свелось лишь к предсказаниям и мантической практике.

 

Во многом не поддаётся объяснению и то, где лежат истоки этой теории. Все древние народы признавали, что знания, которые они имеют, получены ими в очень давние времена от каких-то легендарных личностей, либо совершенно необычным фантастическим образом. Не являются исключением и сведения, существующие в китайской традиции. Давайте обратимся к легендарной истории возникновения древнего знания о переменах.

Сначала говорится о лошади-драконе, вышедшей из реки Хуанхэ во времена правления первого легендарного правителя Китая – Фу-си, жившего в 2852 – 2737 гг. до н.э. На спине у неё была начертана некая числовая схема. Эта схема известна под названием Хэ-Ту («схема из реки Хэ»). Она отражает числовые закономерности «прежденебесного» порядка (т.е. непроявленного мира!).

Второе яркое событие произошло в 2205 г. до н.э. во времена правления Юя – ещё одного легендарного императора древнего Китая. Тогда огромная священная черепаха, выплыла из реки Ло. На её спине был узор, представляющий числовую схему. Эта схема известна под названием Ло-Шу («письмена из реки Ло»). Она отражает числовые закономерности «посленебесного» порядка (т.е. существующего материального мира). Обе эти схемы с древних времён используются в теории перемен.

Фу-си считают родоначальником древнего знания о переменах. Он придумал триграммы и дал им названия. Ему также приписывают создание линейного и кругового порядка расположения триграмм – по Фу-си («прежденебесный» порядок).

Продолжателем дела Фу-си был Вэнь-ван, живший в XIв. до н.э. Он считается основателем династии Чжоу. Предание повествует о том, что он, находясь в заточении в тюрьме, придумал другой линейный порядок и другой круговой порядок расположения триграмм – по Вэнь-вану («посленебесный» порядок). Также считается, что он удвоил триграммы, т.е. получил гексаграммы и дал им названия. А ещё он дал объяснение к каждой из 64 гексаграмм в виде комментариев, содержащих некие суждения или советы.

Младшего сына Вэнь-вана звали Чжоу-гун. Он многие века, являлся образцом учёного, государственного чиновника, мудрого и высоконравственного человека. По примеру своего отца Чжоу-гун глубоко изучает знание о переменах. Итогом этой работы является написание им комментариев к каждой отдельной черте всех гексаграмм.

Вот здесь придётся прервать повествование и обратиться к следующей информации. «В «Корнях поколений» («Ши бэнь»), глава «О созидателях» («Цзо пянь»). И в «Вёснах и осенях господина Люя», глава «Бестелесность», упоминается о том, что шаман «У Сянь создал [гадание по] тысячелистнику». По преданию У Сянь жил во времена Фу-си” [8, с. 295 - 296].

Получается, что У Сянь уже знал 64 гексаграммы и мог гадать и истолковывать полученные результаты. Т.е что, во времена легендарного императора Фу-си знание уже существовало в полном объёме? Если это так, то в дальнейшем шло не столько его создание, сколько осмысление и применение на практике.

Следующий важный момент. Развитие любой науки идёт от простого к сложному. Здесь же, Фу-си сначала открывает (или получает?) самую сложную часть знания, связанную с логикой непроявленного мира – логикой «прежденебесного» порядка. Но, «прежденебесный» и «посленебесный» порядки настолько логически и математически связаны между собой, что их просто невозможно открыть отдельно друг от друга и в разное время (тем более отстоящее между собой на 1700 лет).

Есть ещё другая косвенная информация на эту тему, вызывающая много вопросов о происхождении знания о переменах. Кто, где и когда его создал, наверно так и останется загадкой, и это порой вызывает совсем уж фантастические предположения.

 

Посмотрите на гексаграмму. Место, на котором находится её черта, называется – “позиция”. А сама черта может быть сплошной – “световой” или прерывистой – “теневой”. Инженер, незнакомый с «Книгой перемен», скажет, что это описание приборной панели с вертикальными столбцами из прямоугольных индикаторов, часть из которых светится, образуя информационно насыщенную комбинацию.

Здесь остаётся только привести слова первого переводчика «Книги перемен» на русский язык Ю.К. Щуцкого. По поводу возникновения этих знаний он написал следующее: «Культура Китая содержит в себе наследие той поры в истории человечества, о которой греческий миф рассказывает, как об Атлантиде. <…> Как столетие тому назад европейское человечество получило наследие от Индии, древнейшей послеатлантической культуры. Так и мы стоим теперь перед гранью, за которой должно быть дано наследство Атлантиды, сохранённое в китайской культуре» [9, с. 59].

 

«Академик В. М. Алексеев, по праву признанный основоположником современного российского китаеведения, в рецензии на книгу-диссертацию Ю.К. Щуцкого дал самую высокую оценку его переводу и исследованиям «Книги перемен», но все же был не удовлетворен тем, что диссертант не выяснил, «есть ли действительно в “И цзине” система» [1, с. 7]. Проведённая В. Е. Еремеевым работа по реконструкции древнекитайской арифмосемиотики показала, что такая система в «Книге перемен» существует. И сейчас можно с уверенностью подтвердить правоту его слов. А также сказать, что это не просто система, организующая и упорядочивающая символы древнего трактата.

Самое удивительное, что с её помощью можно описать многие процессы материального мира. Она даёт возможность анализировать и регулировать любые процессы – в организме человека, работу механизмов, технологические процессы, управленческие процессы, а также социальные процессы, происходящие в обществе. Главное понять есть ли возможность измерения необходимых параметров для анализа конкретного процесса с помощью логики теории перемен.

Эта система позволяетсравнивать реальные параметры процесса с идеальной нормой, которая рассчитывается для каждого конкретного процесса в каждый конкретный момент времени. Это даёт возможность в любой момент сравнивать с идеалом реальные параметры измеряемого процесса и видеть все отклонения от идеала. А, следовательно, можно принять правильное решение и подправить ход процесса.

 «Теория перемен описывает универсальную, базовую логику устройства мироздания. Все процессы, происходящие в материальном мире, подчиняются данной логике. Любой циклический процесс базируется на этих закономерностях. Многие общепринятые классификационные схемы, созданные на основе статистической обработки большого объёма информации или глубокого анализа материала, так или иначе, укладываются в логику универсальной матрицы» [10]. Использование математики и логики теории перемен позволяет изначально гуманитарные знания переводить в разряд измеряемых и поддающихся расчёту, в разряд точных знаний.

Эта система серьёзная и всеобъемлющая, очень значимая и крайне необходимая сегодня. Хочется верить, что в скором времени обязательно возникнет потребность применения знаний теории перемен на практике.

 

Литература

  1. Еремеев В. Е. Символы и числа «Книги перемен». 2-е изд., исп. и доп. М.: Ладомир, 2005. – 600 с.
  2. Чжоу Цзунхуа.Дао И-цзина / Перев. с англ. А. Костенко. – М.: ООО Издательский дом "София", 2004. – 368 с.
  3. Программа «СЭФОР»: [электронный ресурс] / А. С. Кручинин. Екатеринбург, 2010. URL: http://www.sefor.su/ (дата обращения: 04.11.2021).
  4. Кручинин А. С.Таинственный «Лес перемен» Цзяо Ян-шоу/ Сайт «СЭФОР» [электронный ресурс]. URL: http://sefor.su/page.php?id=43(дата обращения 04.11.2021).
  5. Еремеев В. Е. Символы и числа «Книги перемен». – М.: АСМ, 2002. – 400 с.
  6. Лукьянов А. Е., Щуцкий Ю. К. И цзин («Книга перемен») / Пер. с кит. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 304 с.
  7. Малявин В. В. Искусство управления. – М.: «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004. – 430 с.
  8. У Цзинь, Ван Юншэн.Сто ответов на вопросы о «Чжоу и»: «Чжоу и», китайская медицина и цигун / Пер. с кит. –  К.: Ника-Центр, 2001. – 312 с.
  9. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен»: 2-е изд., испр. и доп. под редакцией А. И. Кобзева. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 606 с.: ил.
  10. Кручинин А. С.Теория перемен, стратагемы и искусственный интеллект // Электронные информационные системы. 2020. № 4 (27). С. 109 – 115.

  Рейтинг:

Теги:Нет тегов
Rambler's Top100 Каталог ссылок, Top 100. Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru службы мониторинга серверов